В течение 14 лет у набережной в центре Бордо стоял противовоэдушный крейсер «Кольбер», на борту которого работал военно-морской музей.
Своё название крейсер получил в честь министра Людовика XIV Жана-Батиста Кольбера, фактического создателя французского военного и торгового флота. Крейсер был заложен на верфях Бреста в 1953 году, а на воду спущен в марте 1956 года. После реорганизации военно-морского флота в 1964 году «Кольбер» стал флагманом средиземноморской эскадры. Экипаж «Кольбера» в это время составлял более тысячи человек. В 1964 году крейсер сопровождал генерала де Голля во время визита в Южную Америку. В 1967 году на борту «Кольбера» де Голль направился с официальным визитом в Канаду1. Крейсер несколько раз участвовал в гуманитарных операциях, но полуофициально назывался «мирным кораблём», так как за всё время службы не сделал ни единого боевого выстрела. Единственный раз «Кольбер» принимал участие в военной операции в начале 1991 года во время первой войны в Персидском заливе.
24 мая 1991 года «Кольбер» был разоружён. В 1993 году по соглашению с городскими властями корабль поставили на прикол у набережной Гаронны в черте Бордо. На его борту был открыт музей сподземной парковкой рестораном. «Кольбер» быстро стал неотъемлемой частью городского пейзажа. На картах Бордо его стали указывать в качестве заметного ориентира. Туристам крейсер тоже понравился. В 2004 году «Кольбер» стал самым посещаемым кораблём-музеем во Франции, а также наиболее популярным музеем Бордо.
Тем не менее, у крейсера нашлись и недруги2. Экологи несколько раз писали на борту корабля «токсично». Ещё большим несчастьем для «Кольбера» стало то, что противником его оказался и теперешний мэр Бордо Ален Жюпе.
При поддержке мэрии в прессе началась кампания по подготовке общественного мнения к отказу от «Кольбера». Налогоплательщиков убеждали, что стоимость содержания крейсера слишком высока. В частности, согласно докладу специально созданного комитета, одна только полная покраска корабля обходится более чем в 500000 евро. Несколько лет назад при поддержке Европейской комиссии начал претворяться в жизнь масштабный план реконструкция набережных Бордо. Судя по всему, «Кольбер» своим воинственным видом этим планам мешал. Ален Жюпе в мягкой форме неоднократно заявлял о том, что «Кольбер» в грядущее великолепие не вписывается3.
2 октября 2006 года музей на борту «Кольбера» был закрыт. 31 мая 2007 года «Кольбер» отправился в своё последнее путешествие в Брест. Корабль идёт на буксире, людей на его борту нет. Последним местонахождением «Кольбера» должно стать кладбище кораблей Ландевенек. Там с «Кольбера» будут постепенно снимать различные детали и с их помощью ремонтировать авианесущий крейсер «Жанна д'Арк». Согласно планам командования, «Жанна д'Арк» в свою очередь должна быть разоружена в 2010 году. Предполагается, что не позднее 2011 года «Кольбер» прекратит своё существование.
1Во время этого визита де Голль сделал знаменитое заявление «Да здравствует свободный Квебек!», что привело к дипломатическому скандалу. Возможно, именно из-за этого «Кольбер» больше не участвовал в официальных международных визитах. Тем не менее, в 1988 году крейсер представлял Францию во время празднования двухсотлетия Австралии.
2Существует, в частности, ассоциация под названием "Утопим «Кольбер»".
3В одном из выступлений Жюпе назвал крейсер «ржавеющей грудой хлама» и высказал надежду, что город скоро от него избавится.
Своё название крейсер получил в честь министра Людовика XIV Жана-Батиста Кольбера, фактического создателя французского военного и торгового флота. Крейсер был заложен на верфях Бреста в 1953 году, а на воду спущен в марте 1956 года. После реорганизации военно-морского флота в 1964 году «Кольбер» стал флагманом средиземноморской эскадры. Экипаж «Кольбера» в это время составлял более тысячи человек. В 1964 году крейсер сопровождал генерала де Голля во время визита в Южную Америку. В 1967 году на борту «Кольбера» де Голль направился с официальным визитом в Канаду1. Крейсер несколько раз участвовал в гуманитарных операциях, но полуофициально назывался «мирным кораблём», так как за всё время службы не сделал ни единого боевого выстрела. Единственный раз «Кольбер» принимал участие в военной операции в начале 1991 года во время первой войны в Персидском заливе.
24 мая 1991 года «Кольбер» был разоружён. В 1993 году по соглашению с городскими властями корабль поставили на прикол у набережной Гаронны в черте Бордо. На его борту был открыт музей с
Тем не менее, у крейсера нашлись и недруги2. Экологи несколько раз писали на борту корабля «токсично». Ещё большим несчастьем для «Кольбера» стало то, что противником его оказался и теперешний мэр Бордо Ален Жюпе.
При поддержке мэрии в прессе началась кампания по подготовке общественного мнения к отказу от «Кольбера». Налогоплательщиков убеждали, что стоимость содержания крейсера слишком высока. В частности, согласно докладу специально созданного комитета, одна только полная покраска корабля обходится более чем в 500000 евро. Несколько лет назад при поддержке Европейской комиссии начал претворяться в жизнь масштабный план реконструкция набережных Бордо. Судя по всему, «Кольбер» своим воинственным видом этим планам мешал. Ален Жюпе в мягкой форме неоднократно заявлял о том, что «Кольбер» в грядущее великолепие не вписывается3.
2 октября 2006 года музей на борту «Кольбера» был закрыт. 31 мая 2007 года «Кольбер» отправился в своё последнее путешествие в Брест. Корабль идёт на буксире, людей на его борту нет. Последним местонахождением «Кольбера» должно стать кладбище кораблей Ландевенек. Там с «Кольбера» будут постепенно снимать различные детали и с их помощью ремонтировать авианесущий крейсер «Жанна д'Арк». Согласно планам командования, «Жанна д'Арк» в свою очередь должна быть разоружена в 2010 году. Предполагается, что не позднее 2011 года «Кольбер» прекратит своё существование.
1Во время этого визита де Голль сделал знаменитое заявление «Да здравствует свободный Квебек!», что привело к дипломатическому скандалу. Возможно, именно из-за этого «Кольбер» больше не участвовал в официальных международных визитах. Тем не менее, в 1988 году крейсер представлял Францию во время празднования двухсотлетия Австралии.
2Существует, в частности, ассоциация под названием "Утопим «Кольбер»".
3В одном из выступлений Жюпе назвал крейсер «ржавеющей грудой хлама» и высказал надежду, что город скоро от него избавится.