Bourgeois Gentilhomme (pauldol) wrote,
Bourgeois Gentilhomme
pauldol

Categories:

Бордо, которого нет -- «Кольбер»

В течение 14 лет у набережной в центре Бордо стоял противовоэдушный крейсер «Кольбер», на борту которого работал военно-морской музей.
Своё название крейсер получил в честь министра Людовика XIV Жана-Батиста Кольбера, фактического создателя французского военного и торгового флота. Крейсер был заложен на верфях Бреста в 1953 году, а на воду спущен в марте 1956 года. После реорганизации военно-морского флота в 1964 году «Кольбер» стал флагманом средиземноморской эскадры. Экипаж «Кольбера» в это время составлял более тысячи человек. В 1964 году крейсер сопровождал генерала де Голля во время визита в Южную Америку. В 1967 году на борту «Кольбера» де Голль направился с официальным визитом в Канаду1. Крейсер несколько раз участвовал в гуманитарных операциях, но полуофициально назывался «мирным кораблём», так как за всё время службы не сделал ни единого боевого выстрела. Единственный раз «Кольбер» принимал участие в военной операции в начале 1991 года во время первой войны в Персидском заливе.
24 мая 1991 года «Кольбер» был разоружён. В 1993 году по соглашению с городскими властями корабль поставили на прикол у набережной Гаронны в черте Бордо. На его борту был открыт музей с подземной парковкой рестораном. «Кольбер» быстро стал неотъемлемой частью городского пейзажа. На картах Бордо его стали указывать в качестве заметного ориентира. Туристам крейсер тоже понравился. В 2004 году «Кольбер» стал самым посещаемым кораблём-музеем во Франции, а также наиболее популярным музеем Бордо.
Тем не менее, у крейсера нашлись и недруги2. Экологи несколько раз писали на борту корабля «токсично». Ещё большим несчастьем для «Кольбера» стало то, что противником его оказался и теперешний мэр Бордо Ален Жюпе.
При поддержке мэрии в прессе началась кампания по подготовке общественного мнения к отказу от «Кольбера». Налогоплательщиков убеждали, что стоимость содержания крейсера слишком высока. В частности, согласно докладу специально созданного комитета, одна только полная покраска корабля обходится более чем в 500000 евро. Несколько лет назад при поддержке Европейской комиссии начал претворяться в жизнь масштабный план реконструкция набережных Бордо. Судя по всему, «Кольбер» своим воинственным видом этим планам мешал. Ален Жюпе в мягкой форме неоднократно заявлял о том, что «Кольбер» в грядущее великолепие не вписывается3.
2 октября 2006 года музей на борту «Кольбера» был закрыт. 31 мая 2007 года «Кольбер» отправился в своё последнее путешествие в Брест. Корабль идёт на буксире, людей на его борту нет. Последним местонахождением «Кольбера» должно стать кладбище кораблей Ландевенек. Там с «Кольбера» будут постепенно снимать различные детали и с их помощью ремонтировать авианесущий крейсер «Жанна д'Арк». Согласно планам командования, «Жанна д'Арк» в свою очередь должна быть разоружена в 2010 году. Предполагается, что не позднее 2011 года «Кольбер» прекратит своё существование.

1Во время этого визита де Голль сделал знаменитое заявление «Да здравствует свободный Квебек!», что привело к дипломатическому скандалу. Возможно, именно из-за этого «Кольбер» больше не участвовал в официальных международных визитах. Тем не менее, в 1988 году крейсер представлял Францию во время празднования двухсотлетия Австралии.
2Существует, в частности, ассоциация под названием "Утопим «Кольбер»".
3В одном из выступлений Жюпе назвал крейсер «ржавеющей грудой хлама» и высказал надежду, что город скоро от него избавится.
Tags: bordeaux
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments